СМИ, соцсети и мессенджеры буквально уговаривают нас заняться самообразованием во время карантина. Не будем стоять в сторонке – организуем экскурс в историю государственной молодёжной политики. Поможет нам в этом статья Андрея Кочеткова и Ольги Кузьминой
«Государственная молодёжная политика Российской Федерации: становление и развитие. 1992—2017». С полным текстом можно ознакомиться по ссылке:
https://rgub.ru/professional/published/article.php?article_id=343Мы же опубликуем отрывки в несколько этапов.По инициативе Национального Совета молодёжных объединений России был издан первый
Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1992 г. № 1075 — «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики». Именно с него фактически началась история становления и развития особой деятельности государства, которую нередко сегодня обозначают аббревиатурой «ГМП».
Современная государственная молодёжная политика – продолжение той системы работы с молодёжью, которая
сложилась ещё в советский период, когда действовала мощная молодёжная общественная организация, имевшая особые полномочия по представительству интересов молодёжи всей страны, — ВЛКСМ.
В апреле 1991 года был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР». В нём впервые было дано правовое определение государственной молодёжной политики, и одна из статей называлась «Законодательство о государственной молодёжной политике».
Закон включал
десять основных положений, отражающих подход к ГМП и её правовому регулированию:
1. установление особенностей реализации конституционных прав и свобод молодого гражданина;
2. законодательное закрепление правового статуса государственной молодёжной политики в стране;
3. формирование и развитие законодательства о государственной молодёжной политике;
4. создание государственной службы по делам молодёжи;
5. формирование системы социальных служб для молодёжи;
6. обеспечение участия молодёжи в управлении делами государства и осуществлении государственной молодёжной политики;
7. привлечение негосударственных организаций к социальной помощи молодёжи;
8. создание специализированных компенсационных фондов молодёжи;
9. установление особого правового статуса молодёжных организаций в формировании и реализации государственной молодёжной политики;
10. установление надёжных правовых гарантий осуществления государственной молодёжной политики.
Продуманность данного Закона очевидна. Он действовал, хотя и недостаточным образом, на территории нашей страны 22 года — с 1 июля 1991 года по 1 сентября 2013 года — и утратил силу в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Сейчас государственная молодёжная политика рассматривается как самостоятельное направление деятельности Российской Федерации.
25 лет развития ГМП условно разделить на пять этапов:o Первый этап (1992—1993).Борьба лидеров Национального Совета молодёжных объединений России, Российского Союза Молодёжи и иных молодёжных организаций, руководителей территориальных органов по делам молодёжи, других сторонников новой концепции государственной молодёжной политики по вопросу быть или не быть данной политике вообще. Утверждение приоритетов и основных направлений в Российской Федерации, создание федерального органа по делам молодёжи.
o Второй этап (1994—1999).Период относительной «самостоятельности» государственной молодёжной политики.
Формирование и совершенствование правовых основ на базе положений Конституции Российской Федерации 1993 года, определение механизма государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений. Создание органов по делам молодёжи в субъектах Российской Федерации. Принятие и реализация президентской программы «Молодёжь России», выстраивание новых концептуальных подходов к организации работы с молодёжью на всей территории государства.
o Третий этап (2000—2006).Направлен на присоединение государственной молодёжной политики к сфере образования.
Активное использование системы образовательных учреждений в процессе реализации данной политики, организацию подготовки кадров для работы с молодёжью.
Развитие студенческого самоуправления, создание базы для формирования системы молодёжного парламентаризма, на переход от федеральной целевой программы «Молодёжь России» к отражению вопросов государственной молодёжной политики в отраслевых федеральных программах.
o Четвёртый этап (2007—2014). Модернизация государственной молодёжной политики и усиление её гражданско-патриотической направленности.
Год молодёжи в Российской Федерации.
Поиск новых форм и методов организации работы с молодёжью и её привлечения к управлению делами государства, а также на переход к разделению функций федерального органа по делам молодёжи между профильными федеральным министерством и федеральным агентством.
Формирование системы молодёжных проектов, активизация развития молодёжного добровольчества, движения студенческих трудовых отрядов, проведения молодёжных форумов.
o Пятый этап (2015—настоящее время). Отсчёт с момента вступления в силу «Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Первые четыре этапа были полны противоречий, однако проложили путь к формированию российской модели государственной молодёжной политики, которую, по-видимому, предполагается оптимизировать в ходе пятого этапа.